Зевс - главный бог
древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и
всем италийцам обще почитание тожественного
с ним Юпитера. Первоначально Зевс - универсальное божество, царь всей
природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец
прочих богов и людей, царские и другие знатные
роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному
индоевропейскому религиозному представлению, воплотилась мужская,
активная сторона творческой
природы. Женская воспринимающая, нашла себе воплощение в женском
верховном божестве, ставшем
при антропоморфизации религиозных представлений, супругой Зевса. Это
женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти
происходящие от того же корня, что и Зевс отчасти имевшие
сначала другое значение. Из множества названий верховной богини
наибольшее распространение получило имя Геры, законной супруги Зевса.
Все другие союзы Зевса с богинями, первоначально
тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на
степень временных увлечений, отчасти с характером любовных романических
похождений. Часто Зевс достигает обладания
какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так
Алкмене он явился мужем ее - Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого
дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя,
Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде
кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и
космических мифов, на которых отчасти отразилось
влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в
греческих богах, Зевс стал считаться верховным блюстителем законов и
карателем за их нарушение, покровителем
государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников.
Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам
Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель
воли Зевса. Гезиодовская теогония представляет Зевса младшим сыном
титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь, вследствие прорицания,
что будет, свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей.
Благодаря помощи матери, Земли, Рее удалось тайно произвести на свет
Зевса, на о-ве Крите, в пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на
горе Дикте. Крону, вместо Зевса, дали камень, закутанный в
пеленки. Выросши, Зевс, при помощи Земли, заставил отца возвратить
поглощенных братьев и сестер. Затем, этим младшим богам пришлось
выдержать упорную борьбу с титанами, при чем импомогали три
сторукие великана, Котт, Гий и Бриарей. Титаны были побеждены и
низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля,
опасаясь силы Зевса, произвела чудовище Тифона, но и его Зевс
сжег своей молнией. Прометея, обманувшего богов, Зевс сначала наказал
тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей
покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру
огня с неба и принести ее людям, Зевс приковал его к горам Кавказским.
Воцарившись окончательно над миром, Зевс первою супругою берет Метиду
(Мудрость), которую, однако, съедает, когда она
готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого Зевс сам
произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении.
Второю супругою Зевс теогония называет Фемиду,
родившую ему Гор и Мойр, третьею - Евриному, родившую Харит. Затем он
имеет от Деметры - Персефону, от Леты – Аполлона и Артемиду, от
Мнемозины (Памяти) - 9 Муз.Другие источники упоминают
еще о союзе Зевса с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей
Диониса. Наконец, Зевс женится на сестре своей Гере, от которой имеет
Гебу, Арея и Илифию.
Почитание Зевса происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом Зевса были следующие местности:
Олимп с окрестностями, в Фессалии.
Здесь культ Зевса, может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греческими племенами всего Балканского полуострова. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес, важнейшим местом почитания Олимпийского Зевса стала Олимпия.
В Элиде, на реке Алфее
Здесь совершались в честь Зевса знаменитые олимпийские игры и находился оракул Зевса, к которому в особенности часто прибегали спартанцы Культ Олимпийского Зевса был .еще в Афинах, где святилище его было начато строительством при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане.
Додона.
Где культ Зевса восходит также к глубокой древности. Зевс мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку.
Ликейская гора в Аркадии
Зевс, с эпит., почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни. Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском) в честь Зевса в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном, превращенным за это Зевсом в волка. Зевса Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь Зевса и о происхождении первого человека - Пеласга.
Афины.
Здесь Зевс почитался то, как милостивый, то, как гневный. На Акрополе был культ Зевса градоправителя. Кекроп основал культ Зевса Высочайшего. В исходе зимы в честь Зевса совершались Диасии, среди лета - Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола.
Крит
Здесь развился, под влиянием Востока, целый цикл сказаний о Зевсе, в связи с сказаниями о матери богов - Рее. Мнение о рождении Зевса именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти Зевса, в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница. Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Озирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть Зевса праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, по-видимому, первоначально почитался критский Зевс, весьма определенно указывает на Восток.
Родос.
Где был культ Зевса. Атобирия (на горе Атобирий), финикийского происхождения.
Малая Азия.
Здесь Зевс почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать Зевса называлась здесь Адрастеей и была тожественна с фригийской богиней Великой Матерью - Цибелой. Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов.
Олимп с окрестностями, в Фессалии.
Здесь культ Зевса, может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греческими племенами всего Балканского полуострова. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес, важнейшим местом почитания Олимпийского Зевса стала Олимпия.
В Элиде, на реке Алфее
Здесь совершались в честь Зевса знаменитые олимпийские игры и находился оракул Зевса, к которому в особенности часто прибегали спартанцы Культ Олимпийского Зевса был .еще в Афинах, где святилище его было начато строительством при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане.
Додона.
Где культ Зевса восходит также к глубокой древности. Зевс мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку.
Ликейская гора в Аркадии
Зевс, с эпит., почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни. Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском) в честь Зевса в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном, превращенным за это Зевсом в волка. Зевса Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь Зевса и о происхождении первого человека - Пеласга.
Афины.
Здесь Зевс почитался то, как милостивый, то, как гневный. На Акрополе был культ Зевса градоправителя. Кекроп основал культ Зевса Высочайшего. В исходе зимы в честь Зевса совершались Диасии, среди лета - Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола.
Крит
Здесь развился, под влиянием Востока, целый цикл сказаний о Зевсе, в связи с сказаниями о матери богов - Рее. Мнение о рождении Зевса именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти Зевса, в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница. Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Озирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть Зевса праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, по-видимому, первоначально почитался критский Зевс, весьма определенно указывает на Восток.
Родос.
Где был культ Зевса. Атобирия (на горе Атобирий), финикийского происхождения.
Малая Азия.
Здесь Зевс почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать Зевса называлась здесь Адрастеей и была тожественна с фригийской богиней Великой Матерью - Цибелой. Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий