Эрос, Эрот («любовь») - бог любви. Одно из четырёх
космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По
мифографу V в. до н. э. Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида («мысль») - дети
Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрос также мыслится
древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон
(«перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Эрос -
смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба,
моря, земли, царства мёртвых и Тартара. По Ферекиду (VI в. до н. э.),
сам Зевс, создавая мир, превратился в Эроса. Эрос, таким образом,
мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает
Эроса сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса,
так что он постепенно принимает черты «златокрылого», «золотоволосого»,
«подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному,
лёгкому, капризному Эросу эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского
это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей
матерью. Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику
бога любви. Оригинальный миф об Эросе не божестве, а демоне, спутнике
Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У
него Эрос - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и
получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость,
отвагу, бездомность. Однако даже в поздней античности существовал
архаический культ Эроса, которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде
необработанного камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и
Лисиппом статуи Эроса, изображавшие его в виде прекрасного юноши.
Характерно, что для Павсания (II в.) не возникает сомнения, что Эрос -
самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии
Эроса (например, сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др.).
Эросу соответствуют римские Амур и Купидон.
В книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» приводится следующее описание Эроса:
«...У
Афродиты, как у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет
она свою волю. Этот посланник Афродиты - сын её Эрот, весёлый,
шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на своих
блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и лёгкий, как
дуновение ветерка. В руках его - маленький золотой лук, за плечами -
колчан со стрелами. Никто не защищён от этих золотых стрел. Без промаха
попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому стреловержцу
златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся
радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и
громко смеётся.
Стрелы
Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки
любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю
Зевсу немало страданий причинили эти стрелы...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий