воскресенье, 20 мая 2012 г.

Эрот (Эрос)

Эрос, Эрот («любовь») - бог любви. Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. По мифографу V в. до н. э. Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида («мысль») - дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрос также мыслится древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Эрос - смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и Тартара. По Ферекиду (VI в. до н. э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эроса. Эрос, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает Эроса сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эросу эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью. Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эросе не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрос - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность. Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эроса, которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эроса, изображавшие его в виде прекрасного юноши. Характерно, что для Павсания (II в.) не возникает сомнения, что Эрос - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эроса (например, сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др.). Эросу соответствуют римские Амур и Купидон.
 
В книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции» приводится следующее описание Эроса:
 
«...У Афродиты, как у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты - сын её Эрот, весёлый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и лёгкий, как дуновение ветерка. В руках его - маленький золотой лук, за плечами - колчан со стрелами. Никто не защищён от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеётся.
 
Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы...»
 
В данной статье использованы материалы книг: А.Ф. Лосев, А.А.Тахо-Годи «Боги и герои древней Греции», Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Комментариев нет:

Отправить комментарий